В тени мегаполиса: способы использования городского пространства бездомными людьми (на примере Москвы)
Ключевые слова:
бездомность, городская среда, моральный порядок, «не-места», «основные» и «маргинальные» пространстваАннотация
Бездомность является серьезной проблемой для многих крупных городов России. Однако российский ландшафт исследований бездомности преимущественно фокусируется на социально-психологических аспектах, в то время как связь между бездомностью и городской средой остается недостаточно изученной. Цель настоящего исследования — осмыслить пространственный аспект бездомности в Москве, выявить и проанализировать способы использования городского пространства бездомными людьми. Основные задачи включают сбор и анализ интервью с бездомными и сотрудниками благотворительных организаций, определение категорий мест, предпочтительных для бездомных, и изучение влияния погодных условий, времени суток и сезона на выбор мест пребывания. Исследование проводилось с использованием качественных методов, включая экспертные интервью с сотрудниками некоммерческих организаций и полуструктурированные интервью с бездомными. В рамках исследования под «бездомностью» понимается уличная форма бездомности, отнесенная к категории ETHOS «Люди, живущие на улице». Одной из ключевых находок исследования является выявление так называемых «основных» и «маргинальных» пространств города, а также мест с иными «моральными порядками», привлекающих бездомных людей. В статье также рассматривается темпоральное и пространственное распределение бездомных в городской среде. Отдельное внимание в работе уделено гендерным аспектам бездомности, уязвимому положению женщин-бездомных и их стратегиям выживания.
Для цитирования: Шульц, А. В. Е. В тени мегаполиса: способы использования городского пространства бездомными людьми (на примере Москвы) // Пути России. 2024. Т. 2. № 4. С. 15–41.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 А. В. Е. Шульц (Автор)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.