Диалог или господство? Размышление об этике полевых исследований
Ключевые слова:
этика, полевые исследования, информированное согласие, модель, диалог, надлежащая исследовательская культура, исследователь, респондент, Э. ЛевинасАннотация
В статье предпринята попытка определения и проблематизации этических моделей, применяемых в полевых исследованиях. Модель надлежащей исследовательской культуры является наиболее распространенной из них. К её особенностям относятся основополагающие представления об автономном рациональном субъекте и универсализме морали, которые ведут к следованию строгим абстрактным правилам и предписаниям, имеющим консеквенциональный характер; связанная с этим установка на нейтральность, объективацию и отстраненность исследователя по отношению к респонденту; жесткий институциональный контроль, влияющий на финансирование исследований; тенденция к сужению поля свободы для исследователя.
Этическая модель диалога выстраивается на противопоставлении доминирующей модели. Наиболее характерные черты диалоговой модели включают в себя взаимовлияние этических и методологических аспектов исследования; необходимость их открытого обсуждения профессиональным сообществом для контроля и адаптации к постоянно изменяющимся условиям социальной реальности; отсутствие предварительно сформулированных этических нормативов и стандартов, применимых к конкретным ситуациям; принцип доминирования гетерономии над автономией; установка на коммуникативную подчиненность интервьюера респонденту.
В работе делается вывод о том, что обе модели выражают принципиально разные познавательные стратегии. Модель исследовательской культуры монологична и одномерна, она относится к человеку в модусе господства; диалоговая модель стремится утвердить разнообразие способов мышления, что способствует социальному признанию уникальности индивидов и групп. Для сохранения и приумножения эвристического потенциала полевых исследований необходима рефлексия профессионального сообщества над этическими и методологическими основаниями исследовательской деятельности.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Е. Л. Панова (Автор)

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.